Страна и история происхождения мопса

В ходе истории, мопса называли по-разному, и никто точно не знает, откуда произошло его название. Во второй половине XVI века в Англии стало общепринятым слово «паг» («риg»). Оно впервые было применено к собаке в «Словаре» М. Бейли, составленном в 1731 году, в котором тот писал, что «паг — прозвище обезьяны или собаки». Существует мнение, что мопса окрестили так за его характерную внешность — уплощенную, как у обезьяны, лицевую часть.
Страна и история происхождения мопса
Преподобные Пирс, писавший под псевдонимом Идстон, и Дж. Эш были согласны с мнением Стоунхеджа (И.Х. Вель-ша), что слово «рug» произошло от латинского «рugnus» — «кулак», ибо именно его напоминает морда собаки в профиль. Впрочем, вряд ли английское название мопса имеет латинское или греческое происхождение.

Мило Э. Денлинджер в своей книге «Тhe Complete Pug» пишет: «Гораздо более убедительная и, вероятно, наиболее правильная гипотеза, что «рug» — это трансформированная форма слова «puck» — эльф (дух-проказник), взятого из пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь» и других старинных сочинений. Порой пака называли Робином Гудфеллоу или «неугомонным». Такая деривация (происхождение слова) приводится в «Сеnture Dictionary» (в «Словаре века»), который обычно дает весьма достоверные сведения по этнологии. Бесспорно, мопсу свойственен нрав эльфа. Дальнейшие данные говорят о том, что в действительности эта деривация относится к термину «сморщенный» (от английского «рuked uр»), используемому некоторыми авторами XIX века при описании складок на морде мопса.

Китайцы, как известно (мы остановимся на этом позже), называли мопса по-разному, в том числе фу или фу-дог, ло-чэн-цзе, ло-чэн и пиа-дог; в Японии, куда мопс попал из Кореи, — сычуань-бай (некоторые авторы полагают, что голландским купцам не нравилось китайское звучание слова «бай» и они трансформировали его в «паг»), а на Тибете — ручной собакой.

СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАННИЕ СВЕДЕНИЯ О МОПСЕ

Известные короткомордые предшественники мопсапекинес и львиная собачка (лёвхен) — произошли на Востоке. Первый оценщик собак и смотритель за ними (чаньцянь) появился во времена династии Шан (1751 — 1111 годы до н. э.) — это была официальная должность, учрежденная в 1115 году до н. э. Он оценивал породный тип, качество и характеристики различных собак, в том числе мопсов, которые в те времена считались скорее охотничьими, чем миниатюрными (тоями, или игрушечными собачками). Позже в «Церемониальной книге» династии Чжоу, примерно в 800 году до н. э., собак разделили, на три класса: охотничьих, водяных и… съедобных!

Первые дошедшие до нас упоминания о короткомордых собаках относятся к 600 году до н. э. Мопсов холили и лелеяли, слуги императора даже придумали для них специальные носилки, на которых те с комфортом доставлялись к месту охоты, а не добирались к нему, как все остальные собаки, своим ходом. Это позволяло сохранить им силы и скрыть их от непрошеных взоров простого люда.

Хотя династия Цинь, к которой принадлежал император Цинь Ши, царствовала недолго (255-205 годы до н. э.), он умудрился за это время уничтожить все, что было связано с мопсом: рукописи, архивы, произведения культуры и искусства, — все, что могло бы дать нам важные исторические сведения, но они безвозвратно утрачены.

В период династии Хань (206 год до н. э. по 220 год н. э.) Китай поставлял в страны Запада шелк, специи, мопсов и пекинесов. Евнухи и придворные императора, среди ряда особо почитаемых им собак, разводили и небольших, известных сегодня как миниатюрные. Всех их тщательно охраняли и обслуживали специальные слуги.

Во время правления династии Тан, а именно Тяня У-ди (673-686) и Чжидун-ди (690-696), мопсов называли сычу-ань-бай и нередко отправляли в качестве подарков сначала в Корею, а затем — в Японию. Имеются сведения, что Тянь-пин, из семейства Шэня У-ди (732 год), правитель восточного княжества Симь-Ло, направил в Японию для аудиенции своего посланника Цинь Чжан-суня с сорока сопровождающими и подарками — попугаем, дроздом, ослом, двумя мулами, охотничьей собакой и сычуань-баем. Отсюда следует, что бай был по-прежнему в моде и пользовался огромной популярностью. Не вызывает сомнений, что маленькие японские собаки попали в эту страну из Китая. Во времена царствования Си-цуна, из династии Тан, Ван-до (член государственного совета) держал приземистого (коротконогого) бай-дога по кличке Хуа-Я (что в переводе с китайского означает «утка»). Однажды ночью в его дом по крыше забрался .вор, но мопс почуял его и предотвратил кражу.
br> Одна из самых известных историй о маленьких короткомордых китайских собаках связана с императором Мин из династии Тан и его любимой женой, прославленной красавицей Ян Вэй Фэй. Однажды император играл с каким-то князем в шахматы и проигрывал. Тогда его жена, с интересом наблюдавшая за партией, подкинула на доску своего ручного мопса, который, к большой радости императора, повалил все фигуры, и игра, само собой, была остановлена. Этот белый пес по кличке Во был родом из государства Кан, одного из девяти княжеств, созданных на Памире императором Вэнем. Знаменитый поэт того времени Юань Вэй-чжи (1794-1857) так писал в словаре Канси об этом мопсе: «Во оставался отважным и гордым даже во сне». В словаре императора Канси приводится описание Во и говорится, что его кличка означает название породы маленьких собак, которым пользовались до воцарения династии Тан. Знаменитый словарь, составленный при императоре Канси, цитирует две старые энциклопедии, в которых слово «бай» означает, во-первых, приземистую (коротконогую) собаку (цитата из труда Шу Вэня, времен династии Хань), а во-вторых, как собаку с короткой головой, так и миниатюрную, декоративную (цитата из работы Ван Юня, времен династии Шан; причем он утверждает, что слово «бай» произносится так же, как «лам»).

Столицей провинции Сычуань был Ло-Чэн. С 950 года сычуань-баев стали называть ло-чэн-цзе, ло-чэн или ло-цзе. Потом наступила эпоха пяти династий (Поздних династий Лян, Чжоу, Тан, Хань и Цзинь), когда императоры активно трудились над получением чистокровного и породного типа собак ло-цзе.

История свидетельствует, что кабинет императора Канси в Пекине украшали три картины, включенные в каталог под названиями «Скалы, кошка и собака», «Играющие собаки» и «Кошка и собаки«. На них изображались маленькие домашние собаки породы ло-чэн и имелась надпись: «Yuan Chien Lei Han», не поддающаяся точному переводу. Картины для императора, правившего в ту пору в Чэнду, написал художник из Сычуаня. В те времена дворцовых собак разводили столь тщательно, что возникли восемь разновидностей маленьких коротконогих собак, отличавшихся друг от друга окрасом и длиной шерсти. В Желтом городе жили тысячи собак. Сорок восемь апартаментов императорского дворца занимали четыре тысячи евнухов, старавшихся превзойти друг друга в разведении непревзойденных животных.

В период Великой династии Сун (960-1279 годы) численность собак ло-цзе увеличилась до невероятных размеров. Одной из наиболее известнейших из них была Тао Хуа (в переводе — цветок персика). Император Тай-цзун получил Тао Хуа в подарок от сычуаньского чиновника из Хэчжоу, расположенного милях в пятидесяти к северу от Чунцина. Тао Хуа, которого император ценил превыше всего, повсюду следовал за ним. Умный маленький мопс лаем уведомлял всех и каждого о приближении императора. После смерти Тай-цзуна убитый горем «Цветок персика» не признал нового императора Цинь-цзуна. Тот в знак скорби приказал изготовить железную клетку с мягкой белой подстилкой. Эту клетку с «Цветком персика» перенесли вместе с троном покойного императора в гробницу Тай-цзуна, где пес и умер. Цинь-цзун, твердый приверженец конфуцианства, издал указ, чтобы Тао Хуа завернули в императорский балдахин и похоронили рядом с Тай-цзуном.

С той поры многие императоры проявляли большой интерес к пекинесам, японским спаниелям и мопсам. Император Лун-ту так нежно заботился о своем ло-цзе, что даровал ему официальную шляпу и пояс, соответствующие высшему титулу.

Этот император вырастил множество мопсов.
Кобелям он присваивал титул окай-фу, который носили вице-императоры, управлявшие от имени императора или императрицы и пользовавшиеся царскими почестями.
Суки получали тот же титул, что и жены высших придворных.

По окончании правления Великой династии Сун мопсы, пекинесы и другие породы превратились в воспоминание. Монгольские династии, правившие с 916 по 1125 год, не особенно интересовались собаками.

При династии Мин (1368-1644 годы) процветало разведение кошек, а любовь к ним некоторых китайских императоров была просто неимоверной. По словам евнуха Лю Ю Юй, на трех-четырех личных слуг императора были возложены специальные обязанности, заключавшиеся в кормлении знаменитых или высокопоставленных кошек. Кошки оставались любимыми домашними животными китайских придворных дам до конца династии Мин, после чего им на смену вновь пришли собаки мелких пород.

При династии Мин европейские купцы впервые установили торговые связи с Китайской империей. Так португальцы начали торговать в Кантоне в 1516-м, испанцы — в 1575-м, голландцы — в 1604-м, англичане в 1634 году. Испанцы разрешили китайцам вести торговлю в Маниле. Голландцы и англичане торговали сначала в Амое, а потом — на Формозе (на Тайване). Прямая торговля с Китаем ослабла уже при династии Сун. Торговым караванам разрешали пересекать западные границы страны лишь как посланникам, везущим дары китайским императорам. Они путешествовали по стране, везя с собой жадеит (минерал, поделочный камень), алмазы и подходящие товары, получая в ответ любезный прием и более дорогие подарки. Попавшие в это время в Европу мопсы и заложили там основу современных собак.

С начала XVI века в китайских рукописях и литературе все чаще встречаются упоминания о собаках. В то же время и в произведениях итальянской живописи появляются японские спаниели и мопсы, которые пользовались большим спросом. В конце XVII века в Китае была опубликована «The First Imperial Dog Воок». Целью этой и следующих подобных книг было стандартное описание всех пород собак. Однако иллюстрации, выполненные китайскими придворными художниками, не отличаются реализмом, поэтому мы не можем считать их достоверным изображением породного типа.

В тот период вошло в моду разведение мелких мопсов, и собаководы старались получать животных, «умещающихся в рукаве«. Собак из Запретного города (который входит в комплекс императорского города в Пекине) никогда не показывали народу. Императорам и их женам требовались маленькие собачки, с которыми можно было бы нянчиться и играть, и животных настойчиво уменьшали в размерах, чтобы они помещались в широких рукавах женского платья и костюмов высших придворных. Отсюда и пошло выражение «карманная собачка«.

Вот средние размеры мопсов того времени в пересчете с китайских мер: длина корпуса — 20 см, высота в холке — 4,5 или 9 см, длина конечности — 4 или 4,5 см, длина хвоста около 8 см. Единственным представителем «карманных собачек«, описанным в одной из «имперских книг», был короткошерстный пиа-дог крайне миниатюрных размеров.

Вдовствующая императрица Цзу-си, прозванная «древним Буддой», возражала против искусственного выведения столь мелких собак. Отличаясь художественными склонностями, она главным образом интересовалась окрасом и старалась получить у своих собак симметричные пятна. Сурово порицая всяческие аномалии, вроде бочкообразного постава конечностей или видимого при закрытой пасти языка, Цзу-си добивалась наличия у собак на лбу белой отметины и чепрака. До самой смерти она оставалась блестящим собаководом и всеми силами оберегала чистоту породного типа в своем питомнике, где содержалось больше сотни собак. Ее любимой породой был пекинес.

В 1860 году императорский дворец атаковали британские солдаты. Во время оккупации города многих собак силой отняли у владельцев. Любители собак с Запада охотились в Пекине за мопсами и пекинесами, но до кончины императрицы в 1911 году из дворца удалось вывезти в Англию только несколько экземпляров.

Разведение императорских собак велось в Китае на особый лад. Китайцы время от времени проводили кроссы между собаками трех пород: львиными, мопсами и пекинесами. С приливом из различных районов обширной Китайской империи новых кровей происходили изменения в кровных линиях. Через несколько генераций собак заводчики вновь сталкивались с характеристиками, свойственными предкам мопса, принадлежавшим к длинношерстному или короткошерстному породному типу. Некоторые собаки, подаренные императорам чиновниками или евнухами, были получены путем кросс-бридинга. В конце правления династии Мань-чжу во дворце жили сотни собак. Лишь немногие оставались под присмотром своих царственных хозяев, остальными занимались евнухи, которые часто вели между собой торговлю собаками и порой продавали лучшие экземпляры китайским придворным.

Колье, автор прекрасной книги «Собаки Китая и Японии», получил важные сведения от хранителя собак Ван Хоу-чжуня, который провел на дворцовой службе в У-ей семьдесят пять лет. Он так описывал разницу между мопсом и пекинесом: «Одно из важнейших отличий китайского ло-цзе состоит в том, что при столь же короткой, как у пекинеса, шерсти его кожа гораздо эластичнее. Самым желанным признаком для китайских заводчиков была «императорская печать» на лбу этих собак, образованная тремя складками кожи, пересеченными вертикальной морщин-кой, и напоминающая китайский иероглиф, обозначающий правителя. Китайцы видят в полосах на лбу тигра тот же знак, суеверно почитаемый непросвещенными. Кроме того, у собак ло-цзе ценится белая «звездочка» на лбу, правда, не до такой степени, как «императорская печать». Другие характеристики, например компактный корпус, приплюснутая морда, квадратного формата челюсть и крепкий костяк, одинаково свойственны мопсу и пекинесу, кроме ушей, которые у ло-цзе маленькие, напоминают половинку высушенного абрикоса, поставлены по бокам головы, свисая вдоль щек, причем их концы чуть развернуты назад. Допускаются уши и типа цяо-цзу (в виде рожка, или погп-еаг). Локти слегка развернуты кнаружи. Чтобы собаки выглядели более гармоничными, китайцы купируют им хвост. Иногда хвост может быть в кольце (цзе-го-чу-эр), а то и в двойном».

Наиболее предпочитаемым и любимым среди ло-цзе был Лун-чжуа («мопс с когтями дракона«), который был короткошерстным, за исключением более длинной шерсти на ушах, лапах, задней поверхности конечностей и на хвосте, напоминающей хризантему. Кажется, этот вид исчез лет пятьдесят назад. Эти мопсы имели разнообразные окрасы, и собаководы старались, чтобы они были как можно мельче.

Говорят, мопсов любили и держали в тибетских буддистских монастырях. В этой связи возникает множество не получивших ответа вопросов, которые я до сих пор пытаюсь решить. На протяжении нескольких последних лет я получала с Тайваня сведения относительно строго охраняемой колонии мопсов, похищенных из Китая в период династии Мин. Считается, что эта колония все еще существует и содержится на Тайване. Эти собаки должны принадлежать к оригинальным линиям разведения, и их по-прежнему называют «баями«. Утверждают, будто их чистые кровные линии никогда не скрещивались и даже в последние годы не получали прилива новых кровей с Тайваня. Я также слышала, что в Китае есть древние рукописи о баях, не поддающиеся переводу. Они датируются периодом династии Ся (2183-1752 годы до н. э.). Многие диалекты того времени неизвестны ни нам, ни китайцам, и их нельзя точно перевести, поскольку одно и то же слово имеет множество разных значений. Кое-какие материалы находятся и на Тибете, но они окружены ореолом секретности, впрочем, как и сами мопсы. Из достоверных источников мне известно, что из тибетских монастырей баев посылали в Лочэн и в Японию. Современные баи до сих пор сохранили небольшие размеры и разнообразие окрасов. Больше всего из них по-прежнему ценятся собаки с белой «императорской печатью» на лбу.

Яндекс.Метрика